Оспаривание федерального закона в верховном суде

В определении суда указывается, в какой суд следует обратиться.

Вопросы, подлежащие проверке судом при оспаривании нормативных правовых актов

Проверка необходима для определения оснований рассмотрения судом заявленного требования или отказа в рассмотрении.

Обязательной проверке подлежит факт принадлежности оспариваемого акта (за исключением законов) к НПА, причем уделяется внимание как самому акту, так и его приложениям, которые также могут содержать правовые нормы. Причем такая проверка должна проводиться независимо от наименования НПА.

Отказать в рассмотрении дела суд может, если оспариваемый акт не является нормативным и/или дело о его оспаривании неподсудно данному суду.


ГПК РФ к подсудности верховных судов субъектов РФ, а также не отнесенные ст. 27 ГПК РФ и п. 1 ч. 3 ст. 9 Закона «О военных судах РФ» к подсудности Верховного Суда РФ, рассматриваются районными судами. Заявления по таким делам подаются в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших НПА.

Установленная подсудность не может быть изменена по соглашению заявителя и органа (должностного лица), издавшего оспариваемый НПА (ч.
4 ст. 251 ГПК РФ).

Обратите внимание! Оспорить НПА можно только в том случае, если таким актом нарушаются права и свободы заявителя или лиц, в защиту которых инициируется судебное производство, и такой акт принят и опубликован в установленном порядке, т.е.

Оспаривание федерального закона в верховном суде

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.

Оспаривание федерального закона в верховном суде рк сайт

При проверке соблюдения порядка государственной регистрации НПА проверяется наличие решения о государственной регистрации данного НПА, полномочия лица, принявшего решение о регистрации, и соблюдение установленного для регистрации порядка.

Пленум ВС РФ обратил внимание на то, что несоблюдение установленных сроков направления документов на регистрацию не является нарушением порядка государственной регистрации.

При проверке соблюдения порядка вступления в силу НПА, затрагивающих права и свободы заявителя, суды должны проверять даты их официального опубликования на предмет соответствия установленным для данных видов актов правилам вступления в силу, предусмотренным иными НПА.

Дата вступления в силу, указанная в оспариваемом акте, не должна противоречить специальным правилам, в частности установленным для актов налогового, таможенного законодательства.

Оспаривание федерального закона в верховном суде кыргызской республики

Вниманиеattention
Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Оспаривание НПА, касающихся правоотношений, регулируемых перечисленными актами, отнесено к компетенции арбитражных судов РФ.

Исключение составляют случаи, когда рассмотрение дел о проверке соответствия НПА передано Конституционному Суду РФ (п. 7 ч. 1 ст. 3 вышеуказанного Закона «О Конституционном Суде РФ»).

Право обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании НПА принадлежит лицам, перечисленным в ч. 1 и 2 ст. 251 ГПК РФ. Судам указанной категории подведомственны дела об оспаривании полностью или в части НПА, которые ниже уровня федерального закона и перечислены в ч.


2 ст.

в заявлении оспаривается проект нормативного правового акта, решение законодательного органа о принятии или отклонении проекта нормативного правового акта, поскольку они не порождают правовых последствий, в связи с чем не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц;

в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.

ГПК РФ), в частности при обсуждении вопросов о представленных органом или должностным лицом новых доказательствах (ч. 1 ст. 358 ГПК РФ), а также при рассмотрении дела судом надзорной инстанции.

Отказ в рассмотрении заявления об оспаривании НПА

Суд вправе при наличии оснований отказать в рассмотрении заявления об оспаривании НПА.

Основаниями отказа являются:

— очевидное отсутствие затронутых прав и интересов заявителя. Например, заявление граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, об оспаривании НПА, регулирующего отношения с участием организаций и индивидуальных предпринимателей;

— отсутствие у заявителя права обращаться в суд в защиту прав и свобод другого лица или неопределенного круга лиц (например, права профсоюзных организаций обращаться в защиту прав и свобод своих членов).

ГПК РФ, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного НПА или его части;

— имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность того же НПА или той же его части. В данном случае лицо вправе обжаловать решение суда в вышестоящую инстанцию в установленном порядке, в том числе в суд надзорной инстанции, в течение года со дня вступления решения в законную силу (ч.
1 и 2 ст. 376 ГПК РФ);

— оспаривается содержание той части НПА, которая дословно воспроизводит положения другого НПА, оспаривание которого неподведомственно суду общей юрисдикции, в который обратился заявитель.

Право на обращение в защиту других лиц устанавливается федеральным законом;

— оспаривание документа, не являющегося НПА. Например, проекта НПА, решения законодательного органа о принятии или отклонении проекта НПА;

— оспаривание недействующего НПА или его части (в том числе акта, не вступившего в силу, отмененного органом или должностным лицом, его издавшими, утратившего силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененного, но фактически недействующего в силу издания более позднего акта).

В указанном случае заявитель может оспорить решения, действия (бездействие) лиц и органов в порядке, предусмотренном гл.

Речь идет о таких случаях, когда закон прямо предписывает правительству издавать такое постановление. Классический пример: тарифы на «автогражданку». Теперь оспорить их в суде никому уже не удастся.

При этом в определении КС так и осталось непонятно, куда должен обращаться ущемленный правительством в своих правах человек.
Верховный суд теперь может (но не обязан) перенаправлять подобные обращения в КС. Так что для тех, кто не намерен мириться с «незаконным» нормотворчеством, остается обращаться лишь в международные судебные инстанции.

Виталий МОЖАРОВСКИЙ, партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»:

— В Москве часто оспариваются постановления префектов, распоряжения мэра, распоряжения правительства Москвы.
Совсем недавно частная компания оспаривала правомочность положения о лицензировании строительной деятельности.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *