Контроль за деятельностью полиции и его виды кратко

контроль за деятельностью полиции и его виды кратко

Иными словами, Президент Российской Федерации непосредственно определяет политику в области организации и деятельности полиции (полицейскую политику).

———————————

<1 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.

Контроль Президента Российской Федерации за деятельностью полиции носит преимущественно стратегический характер и направлен на обеспечение выполнения ею обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.


Ст. 2706; N 50. Ст. 7353.

Данный контроль осуществляют комиссии и рабочие группы Общественной палаты Российской Федерации. Решения Общественной палаты по результатам контрольной деятельности принимаются в форме заключений, предложений и обращений и носят рекомендательный характер.

При получении обращения или запроса Общественной палаты должностные лица соответствующих органов обязаны проинформировать Общественную палату о результатах рассмотрения обращения (запроса) в течение тридцати дней со дня его регистрации.

Заключения Общественной палаты по результатам экспертизы проектов нормативных правовых актов подлежат обязательному рассмотрению на заседаниях коллегии МВФ России с приглашением членов Общественной палаты.

Члены Общественной палаты вправе принимать участие в работе общественных советов при МВД России и его территориальных органов.

3.

Контроль за деятельностью полиции и его виды кратко


При таком контроле проверяются дела оперативного учета, работа дежурной части, служебная документация различных подразделений, осуществляющих административную деятельность, кадровая и воспитательная работа, финансово-хозяйственная деятельность органа внутренних дел и т.д.

Специальный контроль направлен на какую-либо относительно самостоятельную группу общественных отношений, или касается какого-либо специфического направления деятельности органа, подразделения, службы и др. Так, например, специальный контроль может быть направлен на проверку соблюдения установленных правил делопроизводства, учетной дисциплины, а также режима секретности в соответствующем органе внутренних дел.

Контроль за деятельностью в сфере внутренних дел может осуществляться также представительными органами государственной власти.

(5) выявление и внедрение положительного опыта; (6) повышение дисциплины и ответственности сотрудников; (7) содействие правильной оценке и использованию (перемещению) кадров.

В зависимости от органов (должностных лиц), осуществляющих контроль за деятельностью полиции, различают:

  • (1) государственный контроль, который можно, в свою очередь, подразделить на контроль, проводимый:
  • (а) органами законодательной и исполнительной власти;
  • (б) судебными органами;
  • (в) руководителями подразделений полиции, их организационно-инспекторскими (штабными) и другими аппаратами;
  • (2) общественный контроль.

Федерации, Контрольное управление Президента Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Непосредственный контроль Президент Российской Федерации осуществляет прежде всего в области подбора и расстановки руководящих кадров полиции. При рассмотрении вопросов назначения на должность одновременно оцениваются работа кандидатов, ее эффективность.

Президент Российской Федерации вправе заслушивать отчеты и информацию министра внутренних дел Российской Федерации, других должностных лиц министерства, выносить вопросы, связанные с деятельностью полиции, на рассмотрение Совета Безопасности, участвовать в работе совещаний министерства, заседаниях его коллегий и осуществлять иные контрольные полномочия.

В осуществлении президентского контроля значительная роль принадлежит Администрации Президента Российской Федерации.

Свою специфику имеет судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью. Основания такого контроля и порядок его осуществления при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) закреплены в статьях 5, 8, 9 и 12 Закона об ОРД.

Процедура, в которой испрашивается судебное разрешение на проведение ОРМ, не является судебным разбирательством. Проверяемое лицо не является участником процесса и знать о нем не должно.
Процедура судебного рассмотрения и соответствующая процессуальная мера (санкция судьи) связаны с решением задач уголовно-правового характера. Наделение суда полномочием по независимому одобрению ОРМ, связанных с ограничениями конституционных прав граждан, создает дополнительную гарантию их защиты. На это обращено внимание в пункте 6 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 г.

———————————

<1 См.: Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации».

Правительство Российской Федерации:

заслушивает на своих заседаниях руководителей МВД России по вопросам противодействия преступности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности;

рассматривает проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, касающиеся деятельности полиции;

издает постановления и распоряжения, регулирующие отношения, связанные с деятельностью полиции;

определяет бюджет МВД России, осуществляет финансирование деятельности министерства, в том числе полиции;

контролирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, в том числе МВД России.

5.

Инфоinfo
Соответствующими контрольными полномочиями в названной сфере обладают также Счетная палата Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, некоторые федеральные органы исполнительной власти, обладающие надведомственными полномочиями (например, Минфин России и Минюст России). Однако данностью является то, что эти органы образуются, учреждаются либо Президентом Российской Федерации, либо Правительством Российской Федерации. В формировании некоторых из них (например, Счетной палаты Российской Федерации) принимают участие и палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

2.


Контрольные полномочия Президента Российской Федерации в сфере деятельности полиции обусловлены его конституционным статусом высшего должностного лица государства, гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.

Статья 51. Судебный контроль и надзор

Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 52. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

Статья 53.

Наиболее распространенными видами первого направления контроля являются: инспектирование; контрольные проверки; комплексные выезды для оказания практической помощи; целевые (самостоятельные) выезды по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности, проверке жалоб, заявлений и другим вопросам; зональный контроль; линейный контроль; ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности; заслушивание отчетов руководителей.

Контроль, осуществляемый руководителем органа внутренних дел за соблюдением законности сотрудниками полиции, носит постоянный характер и выступает как составная часть управления личным составом, прямая обязанность руководителей.

Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе в области правоохранительной деятельности. Кроме того, на главу государства возложена функция обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами.

Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, который рассматривает вопросы обеспечения безопасности, анализирует информацию о соблюдении прав и свобод человека, осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности <1.

От этих и ряда других обстоятельств зависят форма и методы контрольного мероприятия, а также решения, принимаемые по его окончании, и др.

Государственный контроль

Несмотря на развитие различных форм общественного контроля, а также развитие институтов гражданского общества, основным средством обеспечения законности и дисциплины в органах внутренних дел (полиции) все же является государственный контроль, который можно дифференцировать на общий и специальный контроль.

Общий контроль охватывает все направления деятельности соответствующего органа, подразделения, службы органа внутренних дел и называется «комплексное инспектирование или комплексная проверка оперативно- служебной деятельности органа внутренних дел (полиции)».

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *