Как получить авторское право на игровое пособие

как получить авторское право на игровое пособие

Необходимый минимум практических знаний может быть представлен очень кратко.

Основная практическая цель применения юридических конструкций права ИС — «собрать» интеллектуальные права на каком-нибудь субъекте (индивидуальный разработчик или компания), чтобы обеспечить юридическую полноту и чистоту владения игрой как единым сложным объектом. Это важно для последующих отношений с инвесторами. Соответственно, важно понимать, что и как можно таким образом «собрать».

Классифицировать объекты интеллектуальной собственности можно по-разному, и чтобы избежать теоретических споров в комментариях, рассмотрим вопрос исключительно в практической плоскости.

  • Если прямо не предусмотрено иное, лицензия предполагается неисключительной.
  • Сублицензирование возможно только в случае, если есть письменное согласие лицензиара.

Договор об отчуждении исключительного права

Исключительное право на РИД передается одной стороной (правообладателем) другой стороне (приобретателю). Иными словами, право передается не частично и (или) на время, а навсегда.

  • Договор об отчуждении исключительного права должен быть заключен в письменной форме, иначе он будет недействительным.

Один из клиентов Dentons — небольшая студия — разрабатывала игру, которая неожиданно вызвала интерес инвестора. Была поставлена задача выяснить, как обстоят дела с интеллектуальными правами.

Как получить авторское право на игровое пособие

Авторские права

Авторскими правами могут быть защищены:

— Исходный и объектный код программы; — Графические элементы; — Тексты внутри игры (правила, указания героям, диалоги); — Саундтреки; — Видеозаставки; — Шрифты; — и другое (перечень не исчерпывающий). Отдельно стоит сказать про охрану сюжета игры. В законе напрямую про сюжет тоже нет ни слова. Обычно сюжеты приравниваются к идеям. Идеи же охране не подлежат.
Если было бы иначе, то это сильно ограничивало возможность создания новых игр, поскольку количество сюжетов конечно. Например, сюжет (какая-нибудь старая игра вроде «Супербратьев Марио») и (современная игра, где, например, сюжет – спасти даму сердца из замка злодея) имеют похожие сюжеты.

Авторское право хорошо тем, что для возникновения прав не требуется регистрация в государственных органах (они действуют с момента создания в объективной форме).


РИД) и способы его использования.

  • Если в лицензионном договоре не определена территория использования РИД, то по умолчанию — это только территория РФ.
  • Срок договора не может превышать срок действия исключительного права, а если он не определен, то по умолчанию применяется срок в пять лет.
  • На условиях неисключительной лицензии за лицензиаром сохраняется право выдачи лицензий другим лицам, исключительной — нет.
  • В случае с исключительной лицензией, если иное не предусмотрено договором, сам лицензиат (тот, кто предоставляет лицензию) не вправе использовать РИД в том же объеме и тем же способом, как указано в договоре.

В случаях, когда используется договор, предусматривающий исключительную лицензию, но при этом от лицензиара может потребоваться, например, доработка РИД, имеет смысл это прямо предусмотреть в договоре.


Товарные знаки

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы:

— Название игры, имена персонажей, названия игровых миров и т.д.; — Изображения персонажей, оригинальных элементов игры и т.д.

GTA, The Sims, Need for speed, World of Warcraft, Half Life. Все герои Angry birds зарегистрированы как товарные знаки по отдельности. Зеленый пламбоб (кристалл над головой персонажа из Sims) тоже зарегистрирован в качестве товарного знака.

Зарегистрированный товарный знак № 395564, правообладатель Электроник Артс Инк.

В суде проще доказать, что использование отдельного элемента из игры является нарушением исключительных прав, если такой элемент зарегистрирован как товарный знак.

ГК РФ приведены возможные виды объективных форм:

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объёмно-пространственной форме.

Что из всего этого следует — законодательство РФ не позволит вам получить авторское право на механику (идею) игры. Коробка, компоненты, изображения на картах, название, правила — всё это подлежит законной регистрации, но саму идею защитить не получится. А механика — самое важное в игре. И давайте сразу отметим тот факт, что игру, как единое целое, защитить авторством по закону РФ нельзя, необходим комплексный подход.

Инфоinfo
Видеоигра включает в себя много составляющих – это исходный код программы, графика, музыка, сценарий, персонажи и т.д. Все эти объекты могут охраняться интеллектуальными правами. Разберемся, какие права есть у разработчиков компьютерных игр и как их защитить.

Что можно защитить

В законодательстве Российской Федерации нет указания на компьютерную игру как на отдельный объект интеллектуальных прав.


На практике компьютерные игры относят к программам для ЭВМ и/или к составным произведениям (которые включают в себя несколько объектов интеллектуальных прав). И в том, и в другом случае речь идет об авторских правах. Части игры могут быть запатентованы как промышленные образцы или зарегистрированы в качестве товарных знаков.

По порядку:

1.

Такая же логика может быть применима и к персонажам компьютерных игр.— пример из судебной практики

Код или, говоря на бюрократическом языке, «программа для ЭВМ», охраняется как литературное произведение. Это означает, что охране подлежит внешнее выражение, текст кода, независимо от его функциональности.

Закон содержит ряд исключений — авторские права не распространяются на некоторые объекты: идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы и некоторые другие. Из этого, в частности, следует, что игровая механика не охраняется авторским правом.

Видеоигры в судебной практике России рассматривают как программы для ЭВМ.

Техническое задание должно быть подробным, по результатам работы должен быть подписан акт с приложением результатов работы.

Ответственность за нарушение интеллектуальных прав на игру

Правообладатель вправе запретить использовать его объекты без разрешения (такое право может использоваться как понуждение к заключению лицензионных договоров с регулярными выплатами роялти), а также взыскать компенсации или убытки.

При взыскании компенсаций не нужно доказывать размер убытков. Суд определяет, принадлежит ли право истцу и нарушил ли его ответчик. На размер компенсации влияет способ использования, срок, совершается ли такое нарушение впервые и др.

Существует несколько способов расчета компенсаций, самый простой — это взыскание от 10 000 руб. до 5 000 000 руб.

Получение Свидетельства о депонировании игры включает в себя следующие этапы:

Все мероприятия, включающие в себя подготовку материалов, оформление и выдачу свидетельства, проводятся в Российском авторском обществе.

  1. В базу данных Российского авторского общества заносится информация о создателе произведения и о самом объекте (название, вид, дата создания, регистрационный номер).

  2. Автор может получить документ по истечении двадцати одного дня с момента подачи заявления.

    При необходимости оформление свидетельства может быть произведено и в срочном порядке за пять дней.

Важноimportant
Компоненты игры

С ними проще — они осязаемы, и их можно запатентовать:

Глава 72 ГК РФ. Патентное право

Статья 1345. Патентные права

1. Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами.

2.

Автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат следующие права:

1) исключительное право;

2) право авторства.

Дизайн оформления игры, её принадлежности и реквизиты — всё подлежит патенту. Дизайн охраняется патентом на промышленный образец.

3.3. Правила игры

Правила игры попадают под статью 1225 ГК РФ пункт 1-1, как литературное произведение.

3.4.

Механика игры

Самый важный пункт.

России являются:

  • положения Бернской конвенции от 9 сентября 1886, когда речь идет о правах на литературно-художественные произведения;
  • положения учредительной Конвенции ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) от 14 июля 1967 года;
  • положения Брюссельской Конвенции от 21 мая 1974;
  • положения, взятые из законодательства РФ об интеллектуальной собственности (4-ая часть ГК от 1 января 2008 года).

Законодатель России признает приоритетное положение международных документов, регламентирующих нюансы регистрации и владения авторскими правами, при решении аналогичных вопросов на территории нашей страны.

Исходя из представленной выше информации, можно констатировать, что при наличии первопатента на тот или иной продукт своей интеллектуальной деятельности любой автор сможет отстоять свои права в суде.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *